Родительские страхи и что с ними делать
Мы, родители, очень многого боимся. Боимся болезней, описанных штанов, что ребенок поздно начнет ползать, говорить, читать. Боимся двоек в школе, прогулов, ранней влюбленности, ранней беременности. Боимся, что ребенок вырастит неуспешным, глупым, ленивым, эгоистом. Будет пить, курить и ругаться матом. Не сможет получить образование, и поэтому кормить свою семью. Неудачно женится или выйдет замуж.
Мы слышали массу историй о том, как у прекрасных родителей вырастали оболтусы и грубияны. И мы боимся, что это случится с нами. Мы не доверяем ни себе, ни своему ребенку. Не понимаем природы отношений с детьми, детского восприятия, родительского влияния.
И эти страхи заставляют нас вступать в гонку по дрессировке своего ребенка, влияния на него через внешнее: пусть много читает – это правильно, пусть моет пол – будет аккуратным, пусть занимается спортом – не будет шляться по улицам и пить пиво. Мы читаем лекции о вреде телевизора, о плохих компаниях, о развязанных девочках и грубых мальчиках, курении, алкоголе и наркотиках. Как Вы думаете, у нас получится воспитать хорошего ребенка, которым мы могли бы гордиться, которого любили бы учителя и которым бы умилялись все бабушки в трамвае?
Боюсь, что нет. И, боюсь, мы заранее это чувствуем.
Этот путь суеты и страха никак не похож на путь любви и доверия своему ребенку, признания в нем личности и взаимно радостного общения. Ребенок никак не может быть компьютером, который мы пытаемся запрограммировать на какой-то конкретный, выбранный нами, образ жизни. Ребенок живой. И самое первое, что он впитывает, это то, что он видит. Он может понимать много всего, что ему внушается, но жить он будет, копируя то, что видел все детство. Если мы с раздражением на него учим уступать и не ругаться с младшим братом, он не сможет этому научиться. Зато научится лицемерить, врать, маскировать внутреннее за внешним.
Чтобы вырастить хорошего человека, нужно самому быть хорошим человеком. А воспитание само по себе совершенно бесполезное упражнение. Оно порождает страх несоответствия, завышенное чувство долга, которое порой подавляет внутренние ощущения, зависимость от мнения родителей, а также является причиной агрессивного и болезненного подросткового возраста, когда ребенок, наконец, берет свою подавляемую ранее свободу.
Дорогие родители, давайте просто жить, быть такими, какие мы есть. Меняться в лучшую сторону, а не стараться внешне казаться другими. Любить своих детей за то, что они есть. Радоваться жизни и в каждой ситуации оставаться человеком. Тогда наши дети будут лучше нас и дадут своим детям лучшую основу, чем мы.
Анна, как вы хорошо пишете, как доходчиво. Как-то сразу становится спокойно. И как же многого мы на самом деле боимся, и как же это отравляет нашу жизнь.
Спасибо вам.
[Ответить на комментарий]
Очень мудрые слова
[Ответить на комментарий]
Большое спасибо!
Опять ответ на давно поставленный вопрос.
[Ответить на комментарий]
А разве ето не естесвенно бояться?…..
«Ребенок никак не может быть компьютером…….» — «…но жить он будет, копируя то, что видел»
Хм…
«А воспитание само по себе совершенно бесполезное упражнение.» Очень странний вивод. Чтобы вырастить хорошего человека, нужно самому быть хорошим человеком? А разве у нехороший людей всегда плохие дети? Обично все наоборот…. А и хороший человек понятие относительное….
[Ответить на комментарий]
Уважаемая Анна. Посоветуйте как мне научиться принимать своего сына, не разочаровываться в нем и не бояться за него. Вроде бы все при нем — добрая душа, живой ум, отличная память, тяга к знаниям…А учится в коррекционном классе…за множество обследований проведенных за последние 5 лет из десяти лет его жизни, никто так и не понял, в чем причина учебных трудностей и не поставил никакого диагноза. Если б поставили — я бы знала, что я не виновата, что таким родился, что уж поделать, может я бы смирилась, а может отчаялась бы еще больше.
А так мне кажется, что я виновата, что он лентяй и не понимает слово «надо». Ему совершенно безразличны школьные оценки и мнение людей о нем. Правда, ничего плохого взрослые о нем не говорят, так как он ничего плохого не делает, наоборот, производит хорошее впечатление рассуждениями и эрудицией. Недовольны только из-за учебы. А вот дети считают чудаком, но его и это не волнует: для дружбы ему хватает сестры-погодки (беспроблемной, между прочим), гулять он не любит, общения не ищет…хотя встречая детей, обшается с ними приветливо и даже радостно, но если их нет рядом, так и не надо, он совершенно самодостаточен…всегда чем-то
увлечен: констуированием, книгой (не так давно научился хорошо читать), идеей…
А я все беспокоюсь, как же он будет жить с такими плохими учебными навыками, с такой самодостаточностью, с отсутствием понятия «надо» (излишне говорить, что я лет пять интенсивно пытаюсь ему это привить, а воз и ныне там), с отсутствием тяги к общению …
Иногда я прихожу в отчаяние…с одной стороны понимаю, что он хороший и интересный человек… просто, вот такой нестандартный…
Но принять это и побороть свой страх не могу, помогие
[Ответить на комментарий]
Анна Демидова Reply:
августа 19, 2011 at 12:26
Знаете, а мне очень понравился Ваш сын! Слава Богу, что дурацкое общественное мнение его не трогает, глупые факты из школьной программы ему не интересны. Он увлечен ЖИЗНЬЮ, это дорогого стоит, не хочет быть стандартной штамповкой и постепенно найдет себя!
Он счастливый человек! Дай ему Бог сил не поддаться на глупости общественности. Пусть сидит в своем коррекционном классе. Его внутренний мир от этого не пострадает. Придет время и он расцветет! Только не поломайте.
Наблюдайте за ним с восхищением, минимальным вмешательством и оградите его от всяких обследований, зашоренностей и глупых «надо».
[Ответить на комментарий]
Помнится, меня однажды напугала одна фраза, о том что неважно что ты говоришь и как ты поступаешь, Бог видит твои мысли и твои чувства. Его нельзя обмануть. Так и ребёнка обмануть нельзя. Он не столько слова наши слушает, сколько наблюдает мимику, тон голоса, оценивает ВСЕ наши поступки. Это и есть воспитание, какой пример мы подаём нашим детям своим поведением, своим мировоззрением, своим отношением к самим себе. Однажды я перестала сравнивать своего ребёнка с другими. Перестала слушать ВСЕХ умников, и теперь стараюсь доверять только своей интуиции. Только мне одной знать как долго кормить ребёнка грудью, качать его на руках или нет, спать с ним на одной кровати иди нет и т.д. И чихать я хотела на чужое мнение! Мой ребёнок самый лучший. Самый смышлённый, самый добрый, самый-самый! Я УЧУСЬ любить его АБСОЛЮТНОЙ любовью!
[Ответить на комментарий]