Воспитание детей без наказаний

Когда отношения с ребенком — счастье, а ты воспитываешь прежде всего себя самого

Учеба: как помочь ребенку учиться с интересом?

Одна из тем, за которую очень переживают родители, — это детская учеба. Сколько сил и переживаний образование детей съедает и у детей, и у взрослых! Не счесть! Про учебу и про битье на фоне нежелания учиться к нам на сайт пишут очень многие родители.

В связи с тем, что мои отношения с детьми очень сильно изменились за их пока еще короткую жизнь, я имела возможность не только на чужих детях, но и на своих наблюдать, как их успехи в интеллектуальном развитии зависят от наших с ними отношений. Чем в большей любви и в большем понимании живет ребенок, тем быстрее и ярче разгорается в нем абсолютно естественная потребность познавать мир во всех его самых разных проявлениях. Меня поражало, как упрямство, ревность и обиды повсюду сопровождают в ребенке его тупость и нежелание учиться, а потом — словно по щелчку — едва маме удалось разобраться в себе и перестроиться на иную волну отношения к ребенку, отступают не только обиды, упрямство и, как казалось ранее, безостановочная ревность, но и его голова начинает легче и спокойнее соображать, решать более сложные задачи (речь не только о математике), а главное, глаза наливаются интересом к предмету.

Надо сказать честно, многие сегодняшние учителя при всей их квалификации не страдают глубокой любовью к детям. Они обучают детей методологически верно, но не заронив в их души ни крупицы любви. Получается, что в классе идет общение мозга с мозгом. Душа не задействуется. У ребенка его первый искренний порыв быстро гаснет из-за душевного разочарования. Сухие цифры на голом интеллекте можно методично и намного быстрее учить в куда более осознанном возрасте. В 6-10 лет тут крайне важен подход. Помните своих учителей в школе? Чьи предметы учились с большим энтузиазмом? Конечно, тех учителей, у кого горели глаза и кто любил свой класс!

Еще очень важный момент: отношение к ребенку дома. Вот он вырос и пошел в школу. Сначала мама внимательно следила за его успехами. За неудачи не ругала, все понимала, помогала. Но очень быстро она вышла на работу, стала сильно уставать к вечеру, и постепенно сползла на сухое, чисто «техническое» общение: что в школе? уроки сделал? Какие оценки? В любой деятельности ребенка, в учебе, спорте или творчестве, как только интерес родителя сходит исключительно к результату, сразу наступает сбой — причем даже у того ребенка, который до этого успел зарекомендовать себя своими талантами и трудолюбием. Получается, ему не от куда черпать новые силы для труда… Я это проходила и в конном спорте с обоими старшими детьми, и в чтении с обоими детьми, и в математике с дочкой, и в общем интеллектуальном развитии сына. Надо сказать что резкий интеллектуальный скачок дочери пришелся на момент удивительной душевной близости между нами! Подтверждение моего опыта я видела много раз на других детях в других семьях.

При этом, каждый раз, как только я начинаю замечать, что у кого-то из детей ухудшаются результаты или наступает некая притупленность восприятия (даже прочитанного), или угасает интерес, я каждый раз делаю одно и тоже: беру на руки, целую, покупаю мороженое, иду на карусели, играю в пиратов и кораблекрушение, крашу всем ногти, а главное — много-много обнимаю их. А когда через пару дней интерес к учебе возникает сам, естественно и еще больше, чем раньше, я не забываю их хвалить и за разводы краски на обоях (это же удивительный авторский декор квартиры!), и за сухие макароны под ногами, а в случае самых страшных проделок грожу всех срочно подвесить за хвосты под люстрой, потому что тогда они точно знают, что хоть и перешли все грани разумного, я их очень люблю!

Дорогие родители, хотите раскрыть таланты своих детей и чтобы они учились не на тупом зазубривании и безумном напряжении памяти, соединяя в мозгу разрозненные знания, а имели гибкий мозг, готовый к самым неожиданным решениям, огромный интерес и уникальную трудоспособность? От вас требуется совсем немного! Это всего лишь абсолютное принятие ребенка, любовь к нему и Ваша общая душевная гармония! Ни учебники, ни учителя, ни школы не имеют к этому процессу никакого прямого отношения, только косвенное.

4 комментария

  1. Оля:

    Спасибо, Анечка, за статью!
    в нашей семье эта тема сейчас актуальна.. я немного запуталась в своих отношениях с дочуркой и не пойму, почему у нее совсем отпало желание читать.. постараюсь понять и решить прооблему, посмотрев на нее с этой стороны..

    [Ответить на комментарий]

  2. Ирина:

    Аня, здравствуйте. Прежде всего большое спасибо за ваш труд, за ваш опыт, за поддержку. Читаю вас несколько недель и словно заряжаюсь позитивной энергией.
    У меня двое мальчиков: старшему 6 лет, младшему нет еще и годика. И как у многих здесь мамочек было у меня со старшем и гнев, и раздражение, и желание словесно унизить, и по попе. Господи, как мне стыдно за свою несдержанность. Было не часто, но какая разница, ведь назад не вернешь, а для ребенка это травма, если б можно было вернуться назад и стереть все. Да, я боюсь, что в памяти ребенка я останутся плохой мамой. Особенно срываться я стала в первые 6 месяцев как появился второй малыш, потом плакала, пыталась объяснить почему я не сдержалась,но какое это имеет значение, если шлепок уже был, плохое слово вылетело и в глазах детских слезы и страх. В последнее время я очень много думала обо всем этом, и словно в ответ на мои вопросы наткнулась на ваш сайт, читаю вас и словно обретаю какое то равновесие, на душе как то спокойно и я в гармонии с собой, если раздражительность появляется, сразу гашу ее и при этом испытываю такой кайф, это моя маленькая победа, маленькая, т к впереди еще много работы, работы над собой. Спасибо вам еще раз.
    Вот , хотела просто задать вопрос, а получилось, много как-то всего написала.
    Аня, я хотела посоветоваться, подскажите как быть, дело в том, что в этом году мы идем в первый класс. Сейчас в школах у детей нагрузка не маленькая. Мы с ребенком каждый день занимаемся, но получается, что я постоянно напоминаю ему про уроки, если ему что- то надо (купить или пойти куда-то, или поиграть, причем вниманием он не обделен, с мамой любит ходить гулять, т к по дороге сочиняем истории, с папой каждый вечер и вообще как папа дома игры) , то его память сделать уроки не подводит,
    а так ему постоянно как он говорит некогда. Ему постоянно не хватает времени наиграться. Что делать, махнуть рукой на занятия и пусть гуляет, но вроде с другой стороны каких то дел и обязанностей у него нет, хотя не маленький или как- то стимулировать что ли этот интерес к занятиям, и как его стимулировать можно?Я как тот попугай по 100 раз напоминаю про занятия. Мы и договаривались в определенное время, но что-то сначала получается, а потом в это время, то он не доиграл и придет через час, то еще причина и так до бесконечности, а если я настаиваю на своем, то сядет за занятия с таким настроением, что я сама не хочу таких занятий, говорю ему, что если не хочешь не надо, будет желание, тогда приходи, он надуется и будет сидеть. Пробовала не напоминать, так он сам и не помнит. Как себя вести не знаю.

    [Ответить на комментарий]

    Анна Демидова Reply:

    Ирина, здравствуйте! Спасибо за добрые слова! Еще больше спасибо за Ваши изменения! дай явмм Бог сил, терпения учить ребенка, а не требовать с него знаний. Это разное совершенно отношение к процессу.
    Про школу: пока не поздно задам вопрос: не рано ли Вы идете в школу? Ранние походы в школу у мальчиков часто оборачиваются повтором первого или второго класса. Мы с сыном намудрили особенно, потому он идет из третьего класса аж во второй. Не слыханно. Но правда. Учился без троек, все понимает. Но психически настолько не готов, что завуч новой школы, долго думая, все-таки берет его во второй класс. Тем более в нем он и не был (в силу причин рано пошел в школу, в ммарте совсем уже не мог оставаться в первом классе, перешел во второй, закончил третий, и вот теперь откат на два года). И это не потеря! Это только приобретение еще двух лет жизни и детства.
    У нас та же проблема: забывает про обязанности и обещания. Напоминаю, иногда спокойно воспринимает, чаще обижается. Я делаю для себя вывод, что все это рано-рано-рано. Именно поэтому, опять-таки, второй класс, а не четвтый, как у сестры.
    Но такая тема забывчивости есть и у дочери: собрать сумку на лед, взять с собой пенал в школу. Хотя и то, и другое — большая радость для нее. У дочери на такое же поведение другая причина. Рассеянность. Психика не поспевает за интеллектуальным развитием. Тут я напоминаю. Сама сажаю за уроки. Раньше сама поднимала ее с пола от игрушек, сажала за стол с книжкой. Она даже радовалась. Эта девочка не умеет переключаться. Поэтому и от кижки я также отрываю ее с мясом и садаю за стол ужинать.
    Надо очень хорошо чувствовать: в чем именно состоит особенность вашего сына. Вот младшая моя дочь ничего не забывает. И с трех лет ни разу не забыла ни спорт собрать, ни вещи поменять, ни обязанности свои выполнить. Нет с этим ребенком вообще таких проблем. Зато старший сын (11класс) в школу ходит без ручки (а зачем ему она?). Добрый, ласковый, может всю ночь алгебру делать, забыть ее дома и получить два, как будто не сделал. Он даже перестал расстраиваться из-за таких вещей. Хорошо, в доме есть мама, которая все вспомнит. Кого надо пнет и посадит за уроки, а другому и говорить ничего не будет, просто сама соберет ему рюкзак. Мама — это вообще удивительное существо, которое с улыбкой умеет по тысячи раз одно и то же говорить и делать, и при этом не раздражаться.

    [Ответить на комментарий]

  3. Ирина:

    Аня, спасибо, что ответили. По-поводу не рано ли нам в школу: нам в начале сентября 7 лет, прошлый год ходили в школу на подготовку, я переживала как он будет, т к у нас появился малыш, то старшему пришлось как- то сразу научиться самостоятельности. Я не могла с ним идти, как другие родители переодевать его, он единственный, кто сам раздевался, одевался (чтобы как я приехала он был уже готов) и он гордился этим. От педагога замечаний не было, приходил гордый, т к заработал очередную звездочку или контрольную решил на плюсы, в общем получать плюсы нам очень нравится, вот я пытаюсь ему объяснить, что это результат наших занятий. Может психологически и рано, т к еще не наигрался, но мне что-то подсказывает, что и через год он тоже не наиграется. А вот про рассеянность, это точно про нас, мы можем пойти, а портфель дома забыть :) ))
    Я вот думала, может в конце каждой недели наших занятий делать какой- то небольшой сюрприз , вот сейчас ему например хочется маленького носорога, типа Всезнайка принес, но не знаю правильно это или нет.
    Мы когда нам годика 3,5 было ходили в детский центр, там замечательная женщина учила детишек не буквам и цифрам, а общаться друг с другом, играть, договариваться ( мы так увлеклись, что 3 года туда ходили), так вот он меня не отпускал от себя и видно было, что это уже не столько потребность, как каприз, вот тогда я и придумала, что дед мороз пролетая смотрит в окошко и за смелость и самостоятельность в кармашек курточки маленький сюрприз положит, а на новый год уже конечно большой подарок принесет ( дело было в декабре, так что я объяснила, что так будет только месяц, а потом деду улетать надо). В общем мой ребенок маму безболезненно отпустил и потом с радостью бежал ко мне обниматься и смотреть принес ли дед ему что-то. Вот и думаю, может так и с занятиями сделать? Он у меня верит в гномиков, дедов морозов. Мы за 2 нед до НГ делаем и вешаем с ним адвент календарь и он может ночью проснуться и побежать смотреть принесли ли гномики сюрпризики. Потом спрашивает других детей приносят ли им маленькие подарки, и удивляется почему нет, объяснят, что для этого надо сделать календарь с кармашками.
    Вам еще раз спасибо, сейчас наверное отпущу ситуацию и понаблюдаю, подумаю как подойти, чтобы интерес поддержать.

    [Ответить на комментарий]

Оставить комментарий


Подписаться, не комментируя